Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Новый друг Проханова - рав Финкель

Еще недавно этот "телекомментатор, политолог, раввин и писатель", как именует его сайт Хайфа.инфо, на встрече с репатриантами поведал, что "реформистский иудаизм убил евреев больше чем Гитлер" - http://haifainfo.ru/?p=6938
На что мне пришлось давать публичный ответ - http://haifainfo.ru/?p=7455
А теперь он публикуется в газете "Завтра" и кается там перед известным антисемитом Прохановым за все грехи еврейского народа - http://zavtra.ru/content/view/pismo-ravvina-2/
Вот честно, не понимаю две вещи: во-первых, зачем ему это надо? и во-вторых, кто давал ему право говорить от имени всего еврейского народа?
И главное подписал: "Михаил Финкель, ортодоксальный раввин", чтоб не перепутали.
Да уж, такого ни с кем не спутаешь!
PS. Каяться перед Рош ха-Шана естественно надо, но не перед теми...

Молитва - Булат Окуджава

Я уже писал о том, что в советском мире религии не было, но молитва была. И в доказательство приводил песни Дольского и Кукина. Естественно, самым ярким произведением такого жанра была "Молитва Франсуа Вийона" Окуджавы. Но я хочу обратить внимание на другую вещь Окуджавы - "Песенку о Моцарте". На первый взгляд, это не молитва. Но что это за строки: "не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба"? Можно подумать, что они обращены к самому Моцарту, но ведь у него руки заняты скрипкой, как они могут быть на лбу? Интересную гипотезу выдвигает Дмитрий Быков в своей книге, посвященной Окуджаве. Он утверждает, что слова эти обращены не к музыканту, а к Богу. И здесь наблюдается явная перекличка с текстом 138 (в христианском варианте 137) псалма, завершающегося призывом: "Милосердие Твое, Господи, вовеки, дело рук Своих не оставляй!"
Вслед за псалмопевцем Окуджава взывает к Божественному милосердию: "Мир не безнадежен. Его еще можно исправить. Господи, не оставляй стараний, не отнимай рук". Окуджава обращается к Богу под именем "маэстро"? Почему нет? Ведь Бог - это Творец, и сотворение мира не завершилось на шестой день. Оно продолжается и сегодня.
Шаббат шалом!

Раввин Гюнтер Плаут ז"ל

Вчера, в возрасте 99 лет, ушел из жизни Гюнтер Плаут, один из самых выдающихся реформистских раввинов современности.
Он родился и вырос в Германии, учился в университетах Гейдельберга и Берлина, где получил степень доктора юриспруденции, параллельно изучая иудаизм.
В 30-е годы Хибру Юнион колледжу (академическому центру реформистов США) удалось вывезти из Германии по учебной визе несколько молодых раввинов и студентов раввината. Среди  них оказалось несколько выдающихся личностей - Авраам Йегошуа Гешель, Эмиль Факенгейм и Гюнтер Плаут. Он был посвящен в сан раввина в 1939 году в Цинциннати, и во время войны служил капелланом в армии США, принимал участие в боевых действиях, в том числе, в освобождении концлагерей, и удостоен бронзовой звезды (четвертая по значимости воинская награда США).
После войны Плаут служил сначала в Чикаго, а затем с 1961 г. - раввином крупнейшей канадской реформистской общины "Холли блоссом" (Торонто). В течение долгих лет был президентом Канадского еврейского конгресса и возглавлял конференцию американских реформистских раввинов. Удостоен высочайшей канадской награды - ордена Канады и звания почетного доктора от ряда университетов.
Но главным делом его жизни стал современный комментарий к Торе, над которым он работал в течение нескольких десятков лет. Этот уникальный комментарий совмещает традиционный подход с научным, и является сегодня наиболее популярным изданием Торы в либеральных общинах США и Западной Европы. Каждая недельная глава сопровождается эссе, в которых подробно рассматриваются темы, затронутые в главе. В Германии осуществлен перевод на немецкий язык. А несколько лет назад мы с моим коллегой Нафтали Итенбергом совершили перевод этого комментария на русский. В прошлом году он был издан в Беларуси тиражом три тысячи экзмепляров и распространяется по еврейским общинам европейской части СНГ.
С отдельными главами комментария можно познакомиться ЗДЕСЬ
Буквально в эти дни осуществляется второе русскоязычное издание комментария. На этот раз в Израиле.
Скоро эта книга станет доступна широкому кругу русскоязычных израильтян.
Это лучшая память раву Гюнтеру Плауту!

Памяти рава Моше Земера

В среду 2 ноября ушел из жизни выдающийся реформистский раввин, один из основателей Движения прогрессивного иудаизма в Израиле, Моше Земер.
Рав Земер был подлинным сионистом. Он родился и вырос в США. Но уже в 1963 г., вскоре после получения раввинского звания, репатриировался в Израиль, где последовательно основал реформистские общины в Кфар-Шмарьягу, Рамат-Гане и Тель-Авиве. Созданная равом Земером в 1968 г. скромная община "Кедем" превратилась ныне в крупнейший центр реформистского иудаизма в северном Тель-Авиве, известный под именем Бейт-Даниэль.
Главной любовью рава Земера была Галаха. Он создал и возглавил Институт прогрессивной Галахи и регулярно публиковал статьи, в которых анализировал актуальные проблемы взаимоотношений религии и государства в Израиле через призму Галахи в ее современном преломлении. Позже эти статьи были собраны в книгу "Галаха шфуя" (Разумная Галаха), ставшую настольной для многих поколений реформистских раввинов.
В течение многих лет рав Земер преподавал Галаху в иерусалимском отделении Хибру Юнион Колледжа, и мне посчастливилось быть среди его учеников.
У нас часто любят повторять высказывание Бен-Гуриона будто бы синагога, в которую он не ходит - ортодоксальная. Может, он это и говорил. Но верно и другое. В 1963 году, вскоре после репатриации рав Земер посетил Бен-Гуриона в Сде-Бокер, и тот благословил его на создание "большой реформистской синагоги в северном Тель-Авиве". Вся жизнь Моше Земера была воплощением этой идеи и свидетельством того, что реформистский иудаизм постепенно обретает свое достойное место под солнцем Земли Израиля.
Да будет память его благословенна!

Об обрезании евреев по отцу

К раву Азриэлю Хильдесхаймеру обратились с вопросом, можно ли сделать обрезание еврею по отцу.
Ниже краткий отрывок из его ответа:
"Даже в отношении нееврея нет в этом греха, а только исполнение заповеди, тем более в отношении ребенка, чей отец - еврей, а мать - нееврейка. Не препятствуй его обрезанию, ибо заповедано нам открыть ему окно надежды - обрезать его сейчас под ответственность отца его. А когда вырастет, сможет легко исполнить волю отца и совершить омовение (в микве) в соответствии с законом. А если не обрезать его - значит оттолкнуть его обеими руками от общины Израиля... Ответственны мы за то, чтобы дать ему это право, и не оттолкнуть, не дай Б-г"
 
Азриэль Хильдесхаймер (1820-1899), немецкий ортодоксальный раввин, основатель раввинской семинарии в Берлине. Между прочим известен как активный противник реформы в иудаизме.
Подробнее о нем на сайте электронной еврейской энциклопедии - http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14524&query=ХИЛЬДЕСХАЙМЕР

М.М. Жванецкий о Боге

Божественное
Бог есть. Это доказано или докажут на днях.
Бог в таланте человеческом.
Бог в доброте и помощи.
Творчество есть деяние Божие.
Наша память – его записи нам на будущее.
Вдохновение, когда после сосредоточенности рождается что-то незнакомое автору – результат встречи с Ним.
Конечно, Бог неясен, неконкретен, незнаком.
Но личности, от которых зависит история, принимают решение обдуманно, но неосознанно.
Ведет интуиция.
Бог в интуиции.
Он в перемене настроения.
Бывает настроение хорошее, чтобы ни происходило, потому что всё – потому что больше в плохом быть нельзя.
Он в настроении.
Вы забыли, что произошло, а настроение осталось.
Он в почерке, и в расстановке букв, и в походке и, кстати, в отпечатках пальцев.
И в сомнениях, и в ужасе, и в панике перед победой, и в тревоге после нее.
То есть Он там, где что-то делается. Он там, где работает человек.
Он в том, что дает вам победу, но не дает ею воспользоваться.

Нечего добавить. Шаббат шалом!


Писатель Хаим Хазаз о еврействе по отцу

В 1958 году в Израиле разразился очередной скандал по вопросу, кого считать евреем. Министр внутренних дел Исраэль Бар-Йегуда (представитель партии МАПАМ) выпустил инструкции, согласно которым устной декларации нового репатрианта достаточно, чтобы зарегистрировать его евреем. Национально-религиозная партия (МАФДАЛ), требовавшая чтобы евреями записывались только те, кто доказал еврейство по матери, в знак протеста покинула правительство. В разгар правительственного кризиса Давид Бен-Гурион обратился к нескольким десяткам раввинов и светских духовных авторитетов (писателей, ученых, философов) с просьбой выразить свою позицию по данному вопросу.  Среди отвечавших были Шай Агнон, Любавический ребе, сэр Исайя Берлин и многие другие. Позиция ортодоксальных раввинов по этому вопросу ясна и не нуждается в комментариях. Мне же представляется чрезвычайно интересным ответ писателя Хаима Хазаза, который привожу ниже практически полностью:

"Уважаемый г-н Д. Бен-Гурион,
Я благодарю вас за оказанное мне уважение тем, что вы внесли меня в число мудрецов Израиля. Я постараюсь ответить на ваш вопрос "кого считать евреем" как можно короче.
В плане галахи ответ ясен... В практическом смысле ответ тоже ясен, его уже дала наша действительность. Жаль, что нельзя дать на ваш вопрос два ответа, противоречащих друг другу.
В прошлом, когда народ пребывал в изгнании, и не был народом, но собранием общин Израиля, рассеянных между странами, религия сумела сохранить нашу национальную самобытность. Но времена изменились, изменилась наша жизнь и целые поколения покинули лоно религии... Это всем известно. Еврейское население страны Израиля победило своих врагов и создало свое государство. И создало его светским, а не религиозным. Каждому предоставлена свобода выбора. Поэтому, на мой взгляд, у галахи не должно быть ничего общего с регистрацией населения. Это сфера исключительно государственных законов.
Тем более, что здесь с нами живут сегодня сотни смешанных пар, переживших Катастрофу, а если завтра откроются Ворота и приедут тысячи смешанных пар и десятки тысяч, что мы будем с ними делать? Будем навязывать им религию по галахе? Или может быть оттолкнем их от себя?
Следовательно, если отец (еврей) и мать-нееврейка хотят ввести сына своего в союз праотца нашего Авраама, чтобы он был записан евреем - надо принять его. Потому что нет большей заслуги чем то, что мать отдает самое дорогое что у нее есть в мире - своего сына, другому народу.
И я не уверен, проходили ли гиюр матери всех праведных геров прошлого, Шмайи и Автольона, рабби Акивы и рабби Меира, и всех прочих великих праведников, вышедших из семей геров и ставших благословением для народа Израиля"

Писал в 1958 году, а как будто сегодня написано.


Грех уныния


Не один раз мы встречаем в библейском рассказе жалобы народа Израиля. То они страшатся преследующих их египтян, то им не хватает хлеба и воды. Обычно Бог не гневается на ропщущих людей, если у них имеются серьезные основания для жалоб. Наоборот, Он отвечает на их просьбы и дарует им воду из скалы и хлеб в виде манны небесной.
Но в нашей недельной главе ситуация иная. На этот раз Господь гневается на евреев: "И загорелся у них огонь Бога, и пожрал край стана"! Почему? По мнению комментаторов, все дело в том, что на этот раз жалобы народа были беспричинны. У них было все необходимое для жизни, в том числе вода и манна. А они все равно жаловались: "И услышал Моисей, как народ плачет по семействам своим", как будто плач, стоны, вздохи, жалобы на жизнь стали приятным семейным развлечением. Народ впал в уныние.
Словари отмечают, что уныние - в отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Более того, "уныние характеризуется двигательной заторможенностью и снижением работоспособности", то есть, ведет к бездействию. Теперь становится ясным, отчего так гневается Господь.
Католики включают уныние в число семи смертных грехов. В иудаизме подобные списки отсутствуют. Но безусловно, и в еврейской традиции Бог желает, чтобы люди верили и надеялись на лучшее. Если поискать, всегда найдется повод для жалоб, и живя в свободном обществе мы имеем полное право жаловаться. Но не будем забывать, что в любой ситуации всегда найдется и повод для оптимизма. А девизом можно сделать слова рабби Нахмана из Брацлава: "Великая заповедь - всегда пребывать в радости!"
Мицва гдола - лихйот бесимха тамид!