Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Вместе или врозь?

"Геттоизация" израильского общества все заметнее. Однако, община, твердо опирающаяся на свои принципы и систему ценностей, не должна опасаться соседского влияния. Жить вместе или врозь?
Мой новый блог на сайте Полоса - http://www.polosa.co.il/sosedi-stroj-zabor-povyshe/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=51


Законопроект о гиюре - это плохо для русских


Сегодня в комиссии Кнессета по законодательству принят в первом чтении законопроект депутата Давида Ротема о гиюре. Реформистское и консервативное направления в иудаизме в Израиле и США категорически выступают против этого проекта, впервые законодательно закрепляющего ортодоксальную монополию в сфере гиюра. Около месяца назад премьер-министр поручил главе Сохнута Натану Щаранскому найти компромисс по этому вопросу путем диалога с представителями мирового еврейства. Преждевременное выдвижение данного законопроекта на голосование сводит на нет попытки поиска компромисса, подрывает доверие к премьер-министру и создает опасность серьезного кризиса в отношениях американского еврейства с государством Израиль.
Облегчение процесса гиюра, ожидаемое от этого законопроекта - фикция. В законопроекте сказано, что непременным условием прохождения гиюра станет принятие заповедей в соответствии с галахой. Галаху известно кто в Израиле определяет - харедим. Сколько же русских репатриантов смогут пройти гиюр на таких условиях?
За последние годы более 2000 репатриантов из СНГ прошли гиюр в Движении прогрессивного иудаизма в Израиле. Ежегодно к ним прибавляется около 200 человек. Принятие законопроекта Ротема поставит под сомнение легитимность их гиюра, то есть станет прямым ударом по их интересам. В то же время нет никакой гарантии, что законопроект Ротема, после всех внесенных в него по требованию ультраортодоксальных партий поправок, действительно каким-то образом облегчит ситуацию с прохождением ортодоксального гиюра в стране.
Законопроект поддержали депутаты партий "Наш дом Израиль", ШАС и "Еврейство Торы". Депутаты от Ликуда не приняли участия в голосовании. Как вы думаете, если бы этот закон был хорош для русских, стали бы харедим голосовать за него?
 Движение прогрессивного иудаизма обратилось ко всем русскоязычным депутатам Кнессета с требованием отложить голосование по данному законопроекту до завершения работы комиссии Щаранского по поиску компромисса с мировым еврейством. Государство Израиль находится в сложной политической ситуации и нуждается в поддержке евреев диаспоры. Зачем нам очередной кризис?

Грех уныния


Не один раз мы встречаем в библейском рассказе жалобы народа Израиля. То они страшатся преследующих их египтян, то им не хватает хлеба и воды. Обычно Бог не гневается на ропщущих людей, если у них имеются серьезные основания для жалоб. Наоборот, Он отвечает на их просьбы и дарует им воду из скалы и хлеб в виде манны небесной.
Но в нашей недельной главе ситуация иная. На этот раз Господь гневается на евреев: "И загорелся у них огонь Бога, и пожрал край стана"! Почему? По мнению комментаторов, все дело в том, что на этот раз жалобы народа были беспричинны. У них было все необходимое для жизни, в том числе вода и манна. А они все равно жаловались: "И услышал Моисей, как народ плачет по семействам своим", как будто плач, стоны, вздохи, жалобы на жизнь стали приятным семейным развлечением. Народ впал в уныние.
Словари отмечают, что уныние - в отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Более того, "уныние характеризуется двигательной заторможенностью и снижением работоспособности", то есть, ведет к бездействию. Теперь становится ясным, отчего так гневается Господь.
Католики включают уныние в число семи смертных грехов. В иудаизме подобные списки отсутствуют. Но безусловно, и в еврейской традиции Бог желает, чтобы люди верили и надеялись на лучшее. Если поискать, всегда найдется повод для жалоб, и живя в свободном обществе мы имеем полное право жаловаться. Но не будем забывать, что в любой ситуации всегда найдется и повод для оптимизма. А девизом можно сделать слова рабби Нахмана из Брацлава: "Великая заповедь - всегда пребывать в радости!"
Мицва гдола - лихйот бесимха тамид!

Универсальность Храма


Недельные главы Ваякгель-Пкудей, читаемые на данной неделе, предоставляют очередную возможность поговорить о Скинии Завета и сменившем ее Иерусалимском Храме. Значение памяти о Храме в еврейской традиции огромно. И не удивительно, что в последнее время все больше крайне религиозных (и не совсем религиозных) евреев, особенно в Израиле, обращают свои надежды и чаяния к строительству Третьего Храма. Ярким примером может служить сайт, созданный Михаилом Польским - http://jerusalem-temple-today.com/
Ключевым вопросом является, однако, каким нам видится возрожденный Храм? Будет ли он оплотом еврейского национализма или воплощением универсальных идей? Построивший первый Храм царь Соломон предусматривал, что не евреи будут поклоняться в нем Всевышнему наравне с евреями. Вот как об этом сказано в книге Млахим: «И чужеземца, который не из народа Твоего Израиля, а придет из страны далекой ради имени Твоего, - ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, - и придет он, и будет молиться в доме этом, Ты услышь с небес, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к тебе чужеземец, дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и дабы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил». И это не просто слова, они отражают реальность. Известно, что в Иерусалимском храме в течение недели праздника Суккот еврейские священники приносили жертвы за все народы земли. 
Иудаизм всегда считал свой Храм не узко-национальной, а вселенской святыней, куда приглашались все сыновья Ноя, за которых в этом Храме приносились жертвы. И будущий мир, который должен возникнуть с приходом Мессии, тоже предназначен не только для евреев. Об этом говорит, например, пророк Исайя: «И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Якова, чтобы он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господа. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам, и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».               
Если мы воплотим в жизнь пророчество Исайи, то уж со строительством Храма у нас не возникнет никаких проблем.

Разбитие скрижалей


В недельной главе Ки-тиса мы читаем о том, как Моисей разбивает скрижали завета, начертанные самим Богом. Многие спрашивают: как такое могло быть? Как Моисей осмелился разбить священные скрижали? Рабби Меир Симха ха-Кохен из Двинска очень просто отвечает на этот вопрос: «Скрижали, письмена Божии, обладают святостью лишь тогда, когда вы исполняете начертанное на них». Когда народ создает золотого тельца, скрижали завета превращаются в куски камня, не обладающего никакой святостью, и ничего не стоит их разбить.
Более того, в талмудическом трактате Брахот сказано, что позже в Ковчеге завета лежали и скрижали, созданные Моисеем, и обломки первых разбитых скрижалей. Зачем? Чтобы показать, что вот, первые скрижали, которые были созданием самого Бога – разбиты, а вторые, вытесанные Моисеем, целы, что доказывает нам, что нет никакой святости ни в какой сотворенной вещи, кроме той, которая создается, когда Израиль соблюдает Тору и исполняет волю Всевышнего.
Тем, кто рассуждает о скорейшем строительстве Третьего Храма, стоит задуматься над этим. Не лучше ли для начала заняться духовным совершенствованием еврейского народа? Иначе, Третий Храм может быть разрушен как и два предыдущих.
И в этом главный урок истории с золотым тельцом: не стоит освящать материальные вещи. Не надо от них отказываться, но пусть они никогда не затмевают нам духовную сторону нашей жизни.


Особое благословение для каждого из сыновей


Подходит к концу 2009 год. И вместе с ним мы завершаем чтение последней главы первой книги Торы - книги Берешит.
Завершая свой жизненный путь, праотец Яаков призывает сыновей для родительского благословения. Ему известны достоинства и недостатки каждого - первенец Реувен пытался соблазнить наложницу отца. Шимон и Леви, желая отомстить за сестру, устроили жестокую расправу над жителями Шхема, обманом вынудив их сделать обрезание и воспользовавшись их беспомощностью. Иегуда вместе с другими братьями принял участие в продаже Иосифа исмаэлитам. Сам Иосиф, по крайней мере в юности, заносчиво вел себя по отношению к родителям и братьям. Правда, жизнь нас воспитывает. И вырастая, братья тоже менялись. Хочется верить, что к лучшему. Но главное, что у отца нашлось особое благословение для каждого из них, по характеру его.
Двенадцать колен, основанных двенадцатью сыновьями Яакова, являются прообразом народа Израиля. Он всегда состоял из разных колен, племен, сословий, идеологических групп - Израиль и Иудея, саддукеи и фарисеи, хасиды и митнагеды, сионисты и антисионисты. И сегодня еврейское общество состоит из многих колен - религиозные и светские, ортодоксы и реформисты, сефарды и ашкеназы, выходцы из разных стран света: от России и США до Австралии, Аргентины и Эфиопии.
Задача наша, подобно Яакову, понять и принять это разнообразие. Некоторые пытаются навязать свой образ жизни другим. У них ничего не выйдет. Бог дал дам свободу выбора, и каждый должен сам решить, какой образ жизни ему ближе. Но чтобы выбор этот был осознанным, требуются знания еврейской традиции и широкий кругозор. И возможно, тогда мы научимся находить ценное для себя и в другом, отличном образе жизни, как находил праотец Яаков достоинства в каждом из своих сыновей.
Хотелось бы пожелать себе и вам, чтобы в новом 2010 году в нашем обществе было больше солидарности и взаимопонимания! Счастья вам!

Первый ассимилированный еврей

Недельная глава Микец повествует о головокружительной карьере Иосифа в Египте. Бывший мечтатель становится весьма практичным политическим деятелем. Ему, по-видимому, нравится новая роль: «виссонные одежды» и золотая цепь, надетая ему на шею фараоном. Совсем немного требуется бывшему арестанту, чтобы привыкнуть к роскошной колеснице. Он не желает, чтобы на него смотрели как на придворного еврея, и делает все, чтобы стать своим. Поэтому, он с готовностью принимает предложенную перемену имени на подлинно египетское Цофнат-Паанеах и берет в жены девушку из высшего египетского общества Оснат, дочь Потифера, жреца египетского бога Она. И вот: красивый, статный государственный муж тридцати лет от роду объезжает на колеснице Египет, чувствуя себя как дома. Он вращается в высших кругах, а своего первенца называет Менаше от корня наша, что означает забывать, потому что, как он сам объясняет, Бог дал ему забыть все несчастья и весь дом отца его. Иосиф не думает и не хочет думать о прошлом, об оставленной родине, о живущих в Ханаане родственниках. Он полностью ассимилировался в египетском обществе, и не испытывает сожалений по этому поводу. Знаком ли вам тип такого еврея? Не кажется ли вам, что мы уже где-то об этом слышали? Да, Иосиф представляет собой первого в истории ассимилированного еврея. И в качестве такового он является архетипом всех ассимилированных евреев с древних времен и до наших дней, где бы они не проживали: в Германии, России или Америке. Образ этот весьма узнаваем, и каждый из нас может назвать многих подобных ему людей, в том числе известных широко. Но не стоит переходить на личности.
Процесс ассимиляции может проходить очень гладко. В таком случае еврейская семья бесследно растворяется в окружающей среде. Возможно, то же самое произошло бы и с Иосифом. Но у Бога были другие планы. Внезапное появление братьев ставит Иосифа лицом к лицу с тем миром, который он предпочитал забыть. Наш ассимилированный герой возвращается к своему народу, к мечтам своей юности. Наверное, это случается со многими. И почти каждый из выросших в России евреев стоял когда-либо на перепутье между двумя великими культурами. Но удержаться в позиции равновесия чрезвычайно трудно. Поэтому всегда наступает время выбора - ассимиляция либо возврат к еврейским корням. Желаю всем читающим эти строки сделать правильный (для себя) выбор! Еще раз с Ханукой!

В жизни всегда есть место подвигу

Недельная глава Ваешев как правило читается в праздник Ханука. Ханука считается праздником чуда, но это еще и праздник героизма, день победы еврейского народа над грекосирийскими завоевателями. В недельной главе Ваешев также имеются два примера героизма, которые не всегда воспринимаются как таковые. Это история Йосефа, устоявшего перед сексуальными домогательствами жены Потифара, своего хозяина и благодетеля, и на первый взгляд прямо противоположная история Тамар, невестки Иегуды. Два мужа Тамар, два брата Эр и Онан, отказываются дать ей потомство и погибают. Согласно закону о левиратном браке, третий брат Шела должен жениться на Тамар и восстановить потомство умерших братьев. Однако Иегуда не торопится женить последнего сына на невестке, пользующейся репутацией "черной вдовы". Рискуя остаться бездетной, Тамар решается на поступок и соблазняет самого свекра. В отличие от Йосефа, Иегуде не удается устоять перед чарами красивой женщины. В результате Тамар беременеет, но когда ее судят за разврат, Иегуда вынужден признать свою вину и правоту невестки. Стремясь реализовать свое предназначение - стать матерью, Тамар идет на огромный риск. История эта могла закончиться не так удачно. Ведь согласно Торе, разврат наказывается смертной казнью. Не сомневаюсь, что Тамар было очень страшно. Но ради обретения потомства, она преодолевает страх и совершает геройский поступок, который справедливо вознаграждается. Ее сыновья становятся основой крупнейшего из колен Израиля - колена Иегуда, а один из них положит начало роду Давида, династии еврейских царей.
На первый взгляд, поступок Йосефа прямо противоположен. Он не вступает в интимную связь, а наоборот избегает ее. Но тем самым, он тоже совершает героический поступок, преодолевая такую понятную каждому мужскую слабость перед очаровательной и доступной женщиной. Вначале Йосефа ждет наказание, он оказывается в яме, в темнице, где содержатся египетские узники. Но мы знаем, что это падение - лишь начало его великого подъема к вершинам царской власти.
В обоих случаях рядовые семейные происшествия, встречающиеся в жизни каждого из нас, оказываются судьбоносными и оказывают влияние на дальнейшую историю всего еврейского народа. Уместно ли назвать оба поступка, Йосефа и Тамар, бытовым героизмом? Мне кажется, да. Ведь именно о них говорится в трактате Авот: "Кто герой? Тот, кто преодолевает себя".
Светлой вам Хануки!

Дружба дружбой, а табачок врозь

Все праотцы еврейского народа стремятся к мирной жизни. Но как этого достичь? Вот, например, Авраам приходит в Землю Израиля со своим племянником Лотом, но наступает момент, когда им становится тесно: "Не хватало им земли для совместного жительства, ибо имущество их было так велико, что не могли они жить вместе. И произошел спор между пастухами стад Авраама и пастухами стад Лота..." Как же поступает Авраам? Очень просто - он предлагает племяннику отделиться: "Не вся ли страна перед тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, я направо. Если ты направо, я налево". В итоге, Лот отправляется на восток, в долину Иордана. Авраам же уходит на запад.
Яаков, внук и достойный преемник Авраама, после долгого отсутствия возвращается в Землю Израиля и встречает своего брата Эсава. На первый взгляд, Эсав весьма радушно приветствует брата, и кажется, забыл давнюю обиду. Вот как описана эта встреча в недельной главе Ваишлах: "И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его, и они заплакали". И все же Яаков стремится как можно скорее вновь расстаться с братом. Эсав предлагает свое сопровождение - Яаков говорит, что у него слишком много молодого скота, и поэтому он вынужден двигаться как можно медленнее. Эсав предлагает в помощь своих людей - Яаков вновь отказывается. В итоге, Эсав возвращается к себе в Сеир, а Яаков отправляется в Суккот, а затем - в Шхем. Он понимает, что хоть они и братья, но слишком разные у них системы ценностей, и совместная жизнь рано или поздно опять приведет к конфликту.
Приходится признать: опыт жизни праотцев свидетельствует о том, что для поддержания мирных и дружеских отношений между разными народами, отличающимися своими системами ценностей, лучше всего жить врозь.