Журнал раввина Григория Котляра (ravkotler) wrote,
Журнал раввина Григория Котляра
ravkotler

Categories:

О свободе


После казни первенцев фараон позволяет сынам Израиля покинуть Египет. Но вскоре раскаивается в своем решении и отправляется за ними в погоню. Народ при виде огромного войска фараона пугается. В страхе, в тоске по прошлому, в гневе обращаются люди к Моисею: «И приблизился фараон, и подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – египтяне гонятся за ними, и весьма устрашились, и возопили сыны Израиля к Господу. И сказали Моисею: «Разве нет могил в Египте, что ты отвел нас умирать в пустыню? Что ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не об этом ли мы говорили тебе в Египте: оставь нас, будем мы служить египтянам, ибо лучше нам служить египтянам, чем умереть в пустыне!»
Страх мы можем понять и объяснить: у фараона профессионально обученное войско, сыны Израиля – всего лишь беглые рабы, с ними женщины и дети. В такой ситуации сложно дать достойный отпор врагу. Но как объяснить тот факт, что уже после перехода через Красное море, после всех чудес, явленных Всевышним народу Израиля, после Песни моря, которая согласно традиции является проявлением пророческого дара сынов Израиля, осмысливших наконец-то причины происходящего и сумевших понять значение этих событий и их последствий в будущем. Как объяснить, что после всего этого, почувствовав голод, сыны Израиля забывают обо всех чудесах и обращаются к Моисею и Аарону с такими словами: «Лучше бы нам умереть от руки Бога в стране египетской, когда мы сидели у горшка с мясом и ели хлеб досыта, ведь вы вывели нас в эту пустыню, чтобы уморить все собрание это голодом!»
По-видимому, парадоксальным образом, и это всем нам хорошо известно из опыта жизни в Советском Союзе, рабство придает рабу чувство уверенности в завтрашнем дне. Ему известен распорядок дня и правила поведения, следуя которым можно выжить. Рабская система основана на порядке и дисциплине, по которым так часто тоскует бывший советский человек. В ней нет ни хаоса, ни беспорядка, ни неизвестности. За все отвечает господин, государство, власть. Всегда есть на кого положиться. В отличие от раба, свобода выбора вольного человека подразумевает принятие на себя ответственности за собственную судьбу. Неподготовленного человека такая свобода может запутать, испугать и даже разозлить. Долгих сорок лет минуло, пока не сменилось поколение, и лишь тогда сыны Израиля стали свободными не только физически, но и духовно. И лишь тогда они смогли ступить на землю обетованную и построить там свое государство.
Значит, путь к свободе не ограничивается отменой рабства. Главное – это умение человека устанавливать себе цели и воплощать их в жизнь. Понятие свободы часто понимается нами превратно. Это вовсе не отсутствие обязанностей и возможность в любой момент делать все, что угодно, как думают многие. Свобода, выраженная в умении человека устанавливать себе цели и настойчиво и упрямо стремиться к их воплощению, часто связана с усилиями, с тяжелой работой, с овладением своими импульсами и инстинктами.
Исход из рабства не означал для еврейского народа перехода к беззаботной жизни. Свобода – это не анархия. Не существует жизни без законов, правил и ограничительных рамок. За сорок лет народ Израиля превратился из горстки рабов в Божий народ. И в нашей жизни переход из жестких рамок, кажущихся нам рабством, происходит всегда в иную систему законов и обязательств, только на этот раз вступление в новую систему совершается на основе личного выбора, на основе ощущения человека хозяином собственной жизни. Выбор за нами. Желаю удачного выбора!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments